Жлобин, город, находящийся в областном подчинении, является руководящим центром района. По количеству проживающих в нем людей он является третьим по округу, перед ним Гомель и Мозырь. Располагается город на одном из берегов Днепра, на низменности Гомельское Полесье.
История создания города
По данным археологических исследований можно судить, что люди на этой территории были еще во времена первобытнообщинного строя задолго до постройки города Жлобин. Тогда он назывался Хлепень, являлся поселением дреговичей. Первое документальное упоминание о городе датируется XV веком.
До ХVI столетия территория, на которой располагается город, принадлежала шляхетскому роду Ходкевичей. Упоминания о небольшом городке Жлобин имеются в военных документах времен русско-польской войны. Около места соединения речки Черночки и реки Днепр на берегу стоял Жлобинский замок. Сейчас, неподалеку от этих мест расположен парк «Приднестровский», а на месте замка выстроена спортивная школа с площадкой.
Во второй половине XIX века стремительному прогрессу города оказало содействие воздвижение Петербургско-Одесской и Либаво-Роменской железнодорожных развязок. На тот момент Жлобин находился в структуре Луковской волости Рогачевского уезда.
Жлобин в СССР
Жлобину присваивают положение администрации Гомельского района в 1924 году, а в 1925 году Гомелю присвоили статус города; Жлобин внесли в Гомельскую область в 1938 году по причине административного деления.
Городом регионального повиновения Жлобин становится в 1963 году.
Памятные объекты
Жлобинский историко-краеведческий государственный музей проводит ознакомление гостей с достопримечательностями города. По имеющимся данным помещение музея было католической капеллой, перестроенной в 1911 году. До 1987 года он был общественным Музеем народной славы, потом претерпел реорганизацию и с 1992 года открыт для посетителей в нынешнем виде. Музей имеет шесть экспозиционных залов, освещающих историю города от времен первобытнообщинного строя и до наших дней.
Также одной из важных достопримечательностей является собор, названный в честь Живоначальной Троицы и построенный в 1880 году, в самой высокой точке Днепра, после пожара, в котором сгорела Крестовоздвиженская церковь и большая площадь города. Во время Второй Мировой войны храм потерпел катастрофические разрушения. Отстроен заново и освящен храм в 1995 году. Золоченые купола Троицкого собора видны из любой точки Жлобина
Католическая часовня святого Казимира. К концу XIX века на территории Жлобина находилось большое количество поляков, которые являются католиками по вероисповеданию. Их большая часть приехала для строительства стальной магистрали. Специально для нужд католиков в 1911 году была открыта каплица святого Казимира, которая работала вплоть до 1934 года, когда попала под закрытие на ряду с прочими храмами, указом советских властей. Во время немецкой оккупации часовня вновь заработала, а после войны ее здание было переделано под дошкольное учреждение. С 1980 года это здание, после серьезного ремонта, было переделано под музей. После развала Союза помещение часовни католикам не возвратили, но дали взамен бывшее коммерческое здание, которое после перестройки стало новой капеллой Святого Казимира.
Железнодорожный вокзал Жлобин является слиянием двух архитектур: советской и современной, которые удачно дополняют друг друга. Старое отреставрированное здание вокзала дополнено поверх золотистым стеклянным колпаком. Привокзальную площадь украшает памятник Владимиру Ильичу Ленину, который лицом обращен к городу, а спиной к зданию вокзала.
Также вокзал украшает памятник паровозу СУ-250-43, который был установлен в 1993 году в честь 120-летия открытия железнодорожного движения через станцию Жлобин.